^ Наверх
добавить статью

Гибель чемпиона Формулы-1 Айртона Сенны в воспоминаниях журналистов (фото+ видео)

1    Просмотров: 4652.
    Мне нравится Рассказать в ЖЖ!

19 лет назад 1 мая 1994 года погиб трехкратный чемпион Формулы-1 Айртон Сенна. Всего за сутки до этого насмерть разбился молодой пилот Simtek Роланд Ратценбергер. 

С тех пор подобные трагедии обходили Формулу-1 стороной. Сейчас гонки Гран-при – один из самых безопасных видов спорта, но… точно таким же он казался и 19 лет назад, в том числе и журналистам, освещавшим гонку в тот «черный уикенд».

Айртон Сенна — выдающийся бразильский автогонщик, выступал в Формуле-1 с 1984 по 1994 год. На счету бразильца 162 Гран-при, 41 победа, 80 подиумов и три чемпионских звания. Сенна погиб во время гонки на трассе «Имола» в 1994 году.

В течение всего уикенда, в который проходила эта гонка, постоянно случались различные неприятности, из которых наиболее серьёзными стали две. Сначала во время пятничных свободных заездов в серьёзную аварию попал Рубенс Баррикелло. Сенна навестил Баррикелло в  и после разговора с ним пришёл к выводу, что нужно пересматривать стандарты безопасности в Формуле-1.

Рубенс Баррикелло, выступавший за Jordan, в ходе пятничной квалификации (29 апреля 1994)  атаковал поребрик в повороте Variante Bassa на скорости около 230 километров в час. Гонщик отделался переломом носа и ушибами

 На следующий день во время субботней квалификации погиб австрийский гонщик Роланд Ратценбергер — его машина вылетела с трассы в скоростном вираже «Вильнёв» на скорости около 314 километров в час и ударилась левой стороной о железный ограничитель. Эта смерть шокировала всех, поскольку в течение предыдущих 12 лет никто из гонщиков не погибал на трассе и многие впервые переживали такой момент. Сенна ещё более уверился в том, что необходимо срочно принимать меры по повышению безопасности гонок.

За круг до аварии Роланд повредил переднее антикрыло своего Simtek, но вместо того, чтобы заехать в боксы, решил продолжить атаковать

Утром, в воскресенье, по инициативе Сенны, состоялось собрание гонщиков, на котором они договорились создать рабочую группу по безопасности, которая занялась бы разработкой плана мероприятий. Участники этого собрания вспоминали, что Сенна вёл себя очень нервно и неуравновешенно, как будто предчувствовал что-то.

В начале гонки в первом повороте столкнулись Педро Лами и Юрки Ярви Лехто (при этом разлетевшимися обломками были ранены трое зрителей, один из них тяжело), и на трассу выпустили машину безопасности, чтобы скорость движения болидов снизилась и можно было убрать обломки.

 Гонщики ехали за машиной безопасности до 6-го круга. На 7-м круге, втором после ухода машины безопасности и рестарта гонки, машина Сенны сорвалась с трассы в повороте «Тамбурелло» и на огромной скорости врезалась в бетонную стену. Согласно показаниям телеметрии, в момент срыва скорость машины была около 310 километров в час, после этого Сенна успел затормозить и замедлить машину, но всё же скорость в момент удара о стену составляла примерно 218 километров в час.

Айртон Сенна перед стартом практически всегда сидел в машине в шлеме. Однако в Имоле бразилец надел его всего за пару минут до начала гонки

Смерть Сенны стала трагедией для многих болельщиков во всём мире, и в особенности в Бразилии.

«Мотор» попросил журналистов, работавших в «черный уикенд» на автодроме имени Энцо и Дино Феррари, рассказать о своих воспоминаниях.


– Пятница –

29 апреля 1994 года 

Нигаард: Тот уикенд начался для меня с того, что я увидел, как Айртон улетает на вертолете. Все пошло наперекосяк с самого начала. Группу журналистов, и меня в том числе, пригласили на мероприятие в Падую – на презентацию маунтинбайка, выпущенного под брендом Сенны. Мой рейс задержали, и из Милана я гнал по автостраде как сумасшедший. Но успел только к тому моменту, когда Айртон уже сел в вертолет. Протокольное мероприятие, но все равно: уикенд стартовал скверно.

Васконцелос: Я думаю, не у меня одного было это ощущение. С самого начала все шло как-то неправильно. Я не могу объяснить что именно, но бывает такое: что-то не так, но что именно – непонятно. Атмосфера была напряженной. У Михаэля Шумахера было 20 очков, у Айртона – два схода. Он был раздражен, потому что считал, что Benetton играет не по правилам, применяет лаунч-контроль, трекшн-контроль. И он все чаще и увереннее об этом говорил – в Аиде он всю гонку наблюдал за Benetton Михаэля со стороны и в Имоле собирался рассказать об этом подробнее.

Тогда в Формуле-1 все было не так хорошо организовано, как сейчас. Айртон был единственным пилотом, у которого был собственный пресс-атташе. После каждой сессии Сенна выходил из трейлера, садился на ступеньки и говорил: сначала на английском, потом на итальянском, на португальском. Но в пятницу мы его не дождались. Рубенс Барикелло почему-то решил зайти в поворот на 30 километров в час быстрее, чем обычно. И у него не получилось.      


– Суббота –

30 апреля 1994 года

Нигаард: Квалификацию я смотрел, находясь рядом с шиканой перед стартовой прямой. Минут через 15 после начала заездов появились красные флаги. Это был Роланд. Я оставался на месте, пока мы ждали рестарта. Через какое-то время я увидел, как Айртон подошел к медицинскому автомобилю поговорить с главным врачом Формулы-1 Сидом Уоткинсом. Официальной информации не было очень долго, но было понятно, что дело плохо.

Васконцелос: Это был мой седьмой сезон в Формуле-1, и в первый раз кто-то из пилотов погиб в результате аварии. В это было сложно поверить, мысль не укладывалась в голове: «Черт возьми, как так? От этого же не умирают». До этого летальных исходов не было восемь лет, после аварии на тестах Элио де Анджелиса. И тут…

Нигаард: Это очень странное совпадение, но моя первая гонка в Формуле-1 в качестве журналиста – это Гран-при Бельгии 1982 года, когда разбился Жиль Вильнев. Через пару недель после этого погиб Риккардо Палетти. Это была последняя на тот момент авария со смертельным исходом в ходе Гран-при. Но с тех пор действительно прошло очень много времени – 12 лет.

Все были уверены, что Формула-1 – это безопасный спорт. Безопасные трассы, безопасные машины.



Карьера Роланда Ратценбергера в Формуле-1 оказалась слишком короткой: три Гран-при, один старт в гонке

Васконцелос: Про нас, наверное, говорят правду: мы компания старых циников. Практически никто из нас не был знаком с Роландом. Он гонялся где-то в Японии, дебютировал в Формуле-1 в начале года за рулем одной из слабейших машин. Да, парня было жалко, но мы понимали: это новичок, возможно, он ошибся. Возможно, машина была не слишком прочной. Хотя даже если бы монокок выдержал удар, мозг вряд ли справился бы с такими перегрузками. Удар был диким: с 300 километров в час до нуля – за один сантиметр.

Виньерон: Когда показали аварию, Эрик Башлар сразу все понял. Он обхватил голову руками, отключил микрофон, повернулся ко мне и сказал: «Это конец, это конец. Он мертв».


Мы сейчас говорим, что Формуле-1, возможно, не хватает риска. Что машины стали слишком безопасными. Но когда ты сталкиваешься с этим… Ты просто не знаешь, что делать, что говорить, как продолжать работать. Я никогда не забуду этот ужин. Вечером мы пошли в ресторан рядом с отелем. Та же самая компания, те же люди. Все были тут, кроме одного. За весь вечер мы не сказали друг другу ни единого слова.

Нигаард: Все казалось какой-то нелепой случайностью. Мир не перевернулся – мы думали, что до следующей такой аварии пройдет еще как минимум 12 лет. Все понимали: да, это новичок, да, это не самая хорошая машина – уже тогда начали говорить о том, что шасси не прошло краш-тест. Но на следующий день это случилось с лучшим гонщиком на планете.



После аварии Ратценбергера главврач Ф-1 Сид Уоткинс предложил Айртону Сенне не принимать участия в гонке

Виньерон: В Имоле у меня должно было состояться интервью с Айртоном. Мы обо всем договорились еще до начала уикенда, но интервью откладывалось. Сначала из-за аварии Рубенса, потом из-за гибели Роланда – в итоге Беатрис, пресс-атташе Сенны, сказала: «Нет, сейчас мы не сможем этого сделать, давай в Монако». Но она позволила поснимать его для будущего сюжета…

…тем вечером он как будто никого не замечал. Мы снимали его, когда он выходил из пункта управления гонкой и на протяжении всего пути до боксов Williams: никаких эмоций, словно робот, в темных очках, он просто передвигался, ни на кого не обращая внимания.



Автомобиль Williams FW16 – последний в карьере Айртона Сенны

– Воскресенье –

1 мая 1994 года

Васконцелос: Удар был… никаким. Риккардо Патрезе бывал в переделках посерьезнее, Микеле Альборето, Нельсон Пике. И все вставали и выходили из машин сами. Мы к этому привыкли.

Когда Айртон вылетел, я лишь подумал: «Три! Три схода подряд!»

Михаэль лидирует, ты начинаешь считать очки, делать какие-то пометки для будущего отчета о гонке, а потом… «Стоп, почему он не вылезает? Он хочет, чтобы гонку остановили? Он думает, что сможет стартовать еще раз?» Тогда для этого была возможность – у команд были запасные машины.

То, что дело серьезно, я понял по реакции маршала. Первый человек, который близко подошел к Айртону, заслонил лицо руками. И ушел. Это не нормальная реакция. Он увидел что-то, что видеть не привык. Чем больше времени это занимало, тем четче мы все начинали осознавать, что последствия могут быть самыми серьезными.



После стартовой аварии на трассу выехала машина безопасности. В боевом режиме после этого гонка продолжалась лишь полтора круга. Здесь Сенна еще лидирует.

Нигаард: Мы не могли общаться с оператором, потому что он не знал ни слова по-английски, а я не говорю по-итальянски. Пришлось объясняться жестами. Он почему-то мог слышать внутренние переговоры медиков и директора гонки у себя в наушниках. Через несколько минут после остановки гонки он побледнел и зажмурился. Я спросил: «Ке? Ке?» Он ответил: «Кондиционе скарца», – я ничего не понял, развел руками. Тогда он провел ладонью по горлу.

Потом я второй раз за уикенд увидел, как Айртона уносит с собой вертолет.

Виньерон: Мне хватило всего нескольких минут в паддоке, чтобы составить собственное впечатление. Я увидел постаревшего на 15 лет Алена Проста, лицо Герхарда Бергера. Не надо было ни с кем говорить. Только по их виду можно было все понять. Никто не говорил, что Айртон мертв – врачи еще боролись, хотя уже было очевидно, что его вряд ли удастся спасти.



Машина Айртона Сенны после столкновения со стеной

Виньерон: К концу гонки мы уже понимали, что Айртон, скорее всего, не выкарабкается. После того, как я вернулся в кабину, я сказал зрителям, что у меня нет для них хороших новостей. Потом… это был какой-то абсурд. Мы комментировали гонку, но зачем – непонятно. Прощаясь, я сказал, что сегодня мы, скорее всего, потеряли еще одного пилота. И добавил: «Надеюсь, я ошибаюсь».

Нигаард: Удивительно, но в самой Имоле информации не было никакой. После гонки прошла пресс-конференция с тремя призерами, как обычно. Никто ничего не знал, хотя было понятно, что надежды мало. Но ожидание после этого продолжалось еще несколько часов. Я был постоянно на связи с моими коллегами с телевидения Дании, но они знали больше меня. Все звонили нам, но на трассе не было новостей.

Только после шести вечера по громкой связи объявили: «Врачи констатировали его смерть», – не упомянув даже имени. Все было понятно и так.



После аварии Айртона были вывешены красные флаги – повторный старт состоялся лишь через 37 минут

Васконцелос: Это обычная ситуация по воскресеньям: вечером в пресс-центре тихо, все заняты делом. Но тогда не говорил вообще никто. Я вроде бы и помню этот день, но как-то смутно. Как после сна: когда ты не уверен, произошло ли это на самом деле. Я уехал с трассы в четыре утра. До этого писал, писал, писал. Клиенты звонили и хотели больше материала. Мне кажется, за одно воскресенье я был в радиоэфире дольше, чем за предыдущие два-три года.

Конечно, сложно продолжать. Но тогда я сказал себе: «Надо закончить работу, с самим собой я разберусь как-нибудь потом». Я думаю, так поступили многие.

Виньерон: Я уехал с трассы так и не дождавшись официального объявления. Только в отеле мне позвонил редактор и сказал: «Завтра мы должны выпустить часовую программу про Сенну». Больше ничего объяснять было не надо. Программа в итоге вышла только во вторник. Это был хороший фильм, но после него я был полностью опустошен.

К месту аварии медики прибыли в 14:17 по местному времени. О смерти Айртона официально было объявлено в 18:40

Васконцелос: Когда мы улетали в Португалию с другими журналистами, кто-то сказал, что нам всем стоит отправиться в Сан-Паулу на похороны. Но я для себя сразу решил – нет. Я не хотел больше иметь ничего общего с Формулой-1. Потому что это были три дня в аду. И многих журналистов я больше ни разу не видел в пресс-центре. Японский фотограф, который работал с Айртоном долгое время, приехал на следующую гонку в Монако просто для того, чтобы со всеми попрощаться. Многие ушли из профессии. И мы были злы на организаторов, потому что в Монте-Карло в пресс-центре было полно новых людей. Мы писали о спорте, а они ждали крови…

Боковые стенки защиты кокпита в Ф-1 ввели после аварии Сенны – в 1994 году голова пилота была защищена только шлемом

 

по материалам

motor.ru

spurtup.com



Дата публикации:

Комментарии пользователей

Добавлено: 09:51 - 04.08.2018
#1 | Гость написал:

pandora jewelry off white ralph lauren outlet vapormax plus coach outlet adidas outlet jimmy choo red bottoms kobe shoes ray ban sunglasses reebok fitflop new jordans nike presto uggs boots skechers pandora rings skechers shoes curry shoes tory burch outlet mbt shoes asics shoes new jordans clarks shoes off white yeezy pandora jewelry vapormax air max 97 north face jackets pandora jewelry louboutin shoes red bottom supreme clothing pandora ralph lauren nike outlet yeezy shoes nike shox pandora sale louboutin under armour outlet yeezy polo ralph lauren timberland outlet kyrie 4 longchamp birkin bag pandora jewelry kate spade outlet nike huarache pandora fake yeezys pandora outlet curry shoes lebron soldier cheap nfl jerseys pandora jewelry 70 off clearance kyrie 4 pandora pandora bracelet balenciaga timberland outlet coach factory yeezy win like 82 nike air max new jordans puma shoes pandora jewelry birkenstock sandals supreme clothing golden goose vapormax nfl jerseys fitflop beats headphones red bottom nike factory converse shoes skechers shoes swarovski jewelry curry 4 curry 4 nike huarache kd shoes timberland boots northface outlet vans fit flops ralph lauren outlet air force one golden goose skechers shoes asics gel valentino shoes northface birkenstocks beats headphones air max 95 nike clearance supreme clothing north face jackets uggs boots pandora jewelry vapormax north face outlet north face replica rolex coach outlet vapor max red bottom air max plus birkenstocks rayban sunglasses nike shox longchamp nike outlet vapormax soccer cleats ultra boost vapor max kyrie 4 calvin klein outlet jordan 11 red yeezy beluga jordan 11 gym red win like 96 pandora bracelet ferragamo lebron 15 pandora air max 95 air max 2018 birkenstocks ugg boots goyard timberland boots red bottom fake yeezys under armour tommy hilfiger goyard kd shoes swarovski jewelry timberland outlet adidas shoes ecco shoes converse shoes yeezy shoes pandora jewelry uggs slippers birkenstocks longchamp handbags reebok shoes nike shoes jordan 12 yeezy zebra soccer cleats polo ralph nike shoes nike outlet nike outlet air max 2018 clarks shoes louboutin kd shoes ferragamo longchamp handbags fake yeezys calvin klein outlet adidas yeezy kyrie 3 yeezy shoes oakley under armour outlet jordan 11 red wholesale jerseys nike store clarks shoes puma shoes fitflop nike outlet louboutin shoes fake rolex coach factory the north face win like 82 yeezy shoes pandora charms birkenstocks puma shoes vans under armour outlet polo shirts yeezys yeezy shoes pandora sale louboutin shoes soccer cleats ferragamo michael kors outlet skechers shoes adidas shoes pandora yeezy zebra pandora jewelry pandora cheap nfl jerseys china uggs outlet birkenstocks north face outlet vapormax red bottom red bottoms red bottom nike outlet adidas shoes north face jackets louboutin shoes north face jackets lebron 15 louboutin shoes calvin klein outlet soccer cleats adidas nmd christian louboutin red soles air max 270 nike air max 2018 yeezy shoes off white nike puma shoes coach outlet skechers shoes coach handbags ray ban coach outlet lacoste north face jackets skechers outlet kate spade outlet air force one barbour air max 97 louboutin pandora charms nike huarache polo outlet ultra boost win like 96 timberland boots yeezy shoes pandora rings vapormax plus north face jackets lebron soldier jordan 11 red north face jackets nike outlet pandora michael kors pandora jewelry off white red bottom coach outlet pandora jewelry nike presto polo outlet north face jackets balenciaga shoes balenciaga uggs official site rayban sunglasses birkin bag oakley sunglasses kobe shoes air max 270 kyrie 4 celine puma shoes cortez canada goose jacket lacoste sunglasses for men uptempo pandora asics gel pandora jewelry 70 off clearance red bottom shoes timberland outlet kd 10 north face jackets coach outlet ecco polo ralph lauren jordan shoes pandora northface outlet yeezy boost replica watches huaraches nike north face jackets kd 10 coach outlet yeezy michael kors outlet uptempo nike store air max plus balenciaga ralph lauren outlet louboutin shoes north face outlet yeezy shoes jimmy choo kyrie 3nike kyrie 3 pandora earrings adidas outlet nike cortez kyrie 3 coach outlet fitflops hilfiger outlet oakley yeezy beluga pandora curry 4 yeezy boost adidas shoes jordan retro pandora jewelry rayban sunglasses yeezy shoes nmd r1 under armour outlet yeezy shoes tory burch mbt skechers shoes north face jackets uggs yeezy shoes nike store vapor max under armour outlet barbour jordan shoes louboutin nike factory longchamp handbags pandora jewelry valentino jordan 11 red soccer cleats jordan shoes blue tint jordan retro polo ralph lauren ray bans celine nike store swarovski jewelry air max 270 birkenstocks puma shoes jordan 12 balenciaga michael kors outlet kd shoes yeezy shoes kyrie irving shoes asics shoes nike air max 2018 yeezy shoes pandora rings yeezy boost pandora jewelry 70 off clearance pandora earrings red bottom longchamp air max plus air max 97 longchamp adidas yeezy blue tint uggs for women christian louboutin shoes kyrie 4 nike kyrie zhen2018804

Добавить комментарий

Вы не авторизованы. Решите пример: type this
  • Авиаюмор
  • А если акула ошибетс...
  • Как проходит авиарал...
  • Смертельный дайвинг